Советы дефектолога

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для малышей 

                  Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?           

                  Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

               Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

 

"Окошко"
широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

 

"Чистим, зубки"
  улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

   
 

"Чашечка"
улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

 

"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

 

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 

"Маляр"
губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

 

"Грибочек"
улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке присосать широкий язык к нёбу

 

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

 

"Поймаем мышку"
губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

 

"Лошадка"
вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

 

"Пароход гудит"
губы в улыбке, открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

 

"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника","набирать водичку", слегка при этом причмокивая

 

"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

 

"Орешки"
рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

 

"Качели"
улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы

 

"Часики"
улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

 

"Блинчик"
  улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу

 

"Вкусное варенье"
  улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу

   
 

"Гармошка"
улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

 

"Барабанщик"
улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

 

"Парашютик"
на кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

 

"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

свернуть

Если Ваш ребенок заикается

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуется индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. Такой ребенок должен все время находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
· Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок (ребенок боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.д.)
· Не следует разрешать 
· Часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это переутомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
· Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр передач и т.п.).
· Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
· Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
· Нужно быть одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными и хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
· Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлеките его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинкой.
· Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного дыхания, чувства темпа, ритма, полезны дополнительные занятия по пению. 

свернуть

Фильмы для детей с ОПФР

ФИЛЬМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОПФР

 

  Фильмы для детей с ОПФР имеют цель — отразить жизненную ситуацию, в которой оказался ребенок и показать продуктивный выход из нее. Наша психика, независимо от возраста, отождествляет нас с героями картины, имеющими схожие проблемы. Поэтому детям с особенностями здоровья нужны фильмы, в которых «не такие как все» люди открывают в себе новые ресурсы и берут от жизни по максимуму.

Рассмотрим кинокартины, рекомендованные специалистами по социализации «особых» детей для просмотра семьей и совместно со здоровыми сверстниками.

Фильмы для ДУ и начальной школы

Задача — научить детей с ОПФР:

1. Выстраивать добрые и безопасные отношения.

2. Учитывать интересы других людей,

3. Брать на себя ответственность и правильно действовать.

4. Радоваться.

Желательно выбирать советские мультфильмы и фильмы-сказки, поскольку они:

  • Создают в головном мозге разветвленные системные нейронные связи, обеспечивающие развитие мышления, восприятия, памяти.
  • Четко показывают практические действия героев, обеспечивающие победу.
  • Нейтрализовывают агрессию, жестокость, отсутствие желания помочь.
  • Учат доброте, эмоциональной отзывчивости.

Для семейного просмотра подходят мультфильмы «Ну, погоди!», «38 попугаев», «Попугай Кеша», «Умка», «Что такое Новый год?», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и фильмы-сказки «Снегурочка», «Морозко», «Царевна-Лягушка», «Варвара-краса — длинная коса».

Очень наглядна сказка «Город мастеров» (СССР 1964) о горбуне-метельщике Караколе. Он организовал сопротивление горожан захватчику-герцогу. Его, балагура и добрую душу, а не герцога, полюбила красавица-златошвейка Вероника. Караколя враги убили стрелой, пущенной в горб, а метельщик ожил уже без горба. Мудрец сказал горожанам: «Горбом были сложенные крылья, а теперь он их расправил». Нужно объяснить детям метафору о «крыльях» — способностях, талантах, душевных качествах — и их развитии, независимо от недостатков тела.

Совместный просмотр здоровыми и «особыми» детьми мультфильмов «Последний лепесток» (СССР 1974), «Необычный младший братик» (Франция 1995), «Про Диму» (Россия 2016), «Путешествие Марии» (Испания 2016) формирует у «особых» ребят доверие к сверстникам, а у здоровых — способность принимать их и помогать им.

свернуть
Меню раздела