Профилактика жестокого обращения и сексуального насилия над несовершеннолетними

 

 "Профилактика жестокого обращения с детьми"

 

“Жестокое обращение с несовершеннолетними детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребенка.

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

 Ответственность за жестокое обращение с детьми

Белорусским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РБ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Уголовная ответственность. Белорусское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством

 

 

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.

2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..

13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна

14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую  трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.

 Эмоциональное насилие

- длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие

- длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

запугивание ребенка –

• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,

• используют для запугивания свой рост, возраст,

• на него кричат,

• угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

использование силы общественных институтов – 

• религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

использование изоляции – 

• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если: 

• унижают его достоинство, 

• используют обидные прозвища,

• используют его в качестве доверенного лица,

• при общении с ребенком проявляют непоследовательность,

• ребенка стыдят,

• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

• не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

• взрослыми растрачиваются семейные деньги.

• ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

• угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),

• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам. 

• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным, 

• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").

 о физическом наказании

Родителям о наказании

Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.

Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказание

Национальный механизм

Листовки по профилактике половой неприкосновенности

Республиканский центр психологической помощи

Материалы для педагогов по работе с детьми, педагогами, родителями по профилактике насилия

Методическая разработка

конспекта занятия для детей

дошкольного возраста по профилактике жестокого обращения и насилия над детьми

Аннотация. Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятие проводится в игровой форме и в форме обсуждения, на примере героев сказок.

Целью занятия является ознакомление с основами правосознания,

обучение навыкам самовыражения; выработки толерантности к другим. Занятие носит комплексный характер, по виду обобщающее.

Для повышения эффективности усвоения материала правовой культуры рекомендую провести  предварительную беседу о социальных документах «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка», чтение сказок «Приключения Буратино» А.Н.Толстого, «Золушка» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Х.К.Андерсена.

Содержание занятия ориентировано на развитие интереса к собственным правам, формирование у детей критичного отношения к жестокому обращению; формирование  понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса: «Обижают — значит, нарушают твои права»; обсуждению проблемы: «Как можно защитить себя».

 

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с основными правами ребенка и правами человека в доступной форме.

2. Познакомить с правом человека на защиту от жестокости и насилия.

3. Учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права.

4.Развивать понимание собственной индивидуальности и индивидуальности других детей.

5.Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим, терпимость к непохожести.

6.Развивать у детей критичность мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по правовому воспитанию «Право на защиту».

Введение. Организационный момент.

Воспитатель. Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Женя, не сердись, улыбнись».

 Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Я желаю, чтобы сегодня и всегда у вас было все по-доброму, замечательно.

 

Основная часть.

Воспитатель.  Мы сегодня будем говорить о взрослых и  детях. Наши права защищает закон, поэтому все их должны соблюдать. Права имеют не только взрослые, но и дети. Права детей записаны в специальном документе «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка» (показ книг). Ваши права охраняются законом.

 

Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека.

Воспитатель: 

Лишь появится ребенок

И дышать едва начнет

У него уже с пеленок

Появляются права.

Воспитатель. Ребята, какие права появляются с рождения? Правильно, право на имя и право на жизнь (приложение №1).

 

Воспитатель. Назовите, в каких сказках нарушается право на жизнь?

«Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Красная шапочка», Муха – Цокотуха» (приложение №2).

 

Воспитатель.

 Пусть дети живут,

Смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка,
         Будет светлый, добрый дом.

Воспитатель. О каком праве идет речь? О праве на дом.

В каких сказках нарушается данное право?

«Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей» (приложение №3).

 

Воспитатель. 

Я люблю свою семью,

Маму, папу я люблю.

Всех, кого я так люблю.

Имею право на семью.

Воспитатель. Каждый ребенок имеет право на семью, право жить с мамой и папой,  иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку. 
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в родной семье. Родители должны заботиться о своих детях и защищать их. В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи (приложение №4).

Физминутка «Птички- невелички» (приложение №5).

 

Воспитатель. Но так бывает не всегда. Бывает, что ребенка обижают, а значит, нарушают твои права.  Я познакомлю вас с еще одним правом – право на защиту. Отгадайте загадку.

Человек немолодой,
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто—нибудь из вас
Кто же это?

Воспитатель. Правильно Кабабас-Барабас. Как он обращался с куклами? Имел ли на это право? Какие права кукол  нарушал злодей? Право на свободу, право на защиту (приложение №6).

 

Воспитатель.

Работу знала и золу,

Но побывала на балу.

Обиды были от сестриц,

Но ей, не им достался принц.

Воспитатель. Про кого говорится в этой загадке? Правильно о Золушке. Как нарушались ее права? (приложение №7)

Ее заставляли  заниматься тяжёлым, непосильным, вредным для здоровья трудом. И никто не имеет права заставлять вас выполнять тяжёлую работу. Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но если вы немножко поможете маме или взрослым в приюте, то это даже полезно. Недаром говорят: «Маленькое дело, лучше большого безделья».

Воспитатель.

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.

Воспитатель. Из какой сказки наш герой? («Гадкий утенок») (приложение №8)  Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка? (он не был похож на других)

Воспитатель. Могли бы вы поступить также, если в вашу группу пришел ребенок, непохожий на вас?

Воспитатель. Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вас дразнили, обзывали? Что вы при этом чувствовали?

Воспитатель. Все мы разные и никто не имеет право обижать оскорблять, придумывать обидные прозвища.

Воспитатель. Нанесение обиды, жестокое обращение — нарушение права любого ребенка на безопасные условия жизни. Каждый ребенок имеет право на защиту от психологического и физического насилия (приложение  № 9). Если  вас обижают, что нужно делать?

В данной ситуации можно было:
— защитить себя самому;
— обратиться за помощью к родителям, воспитателю, заведующему, к соседям, в милицию.
Помните, что взрослые никогда не оставят вас в беде и всегда постараются помочь. 

Воспитатель. Проводится игра «Имею право» (с мячом)

Дети поочередно называют свои права (приложение №10).

                                               

Заключение. Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и чтобы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

Круглый стол

для педагогов ДОУ

«Защита прав ребенка-дошкольника

 и предупреждение насилия над детьми»

                                                           

                                                                             

Цель:

- ознакомить педагогов с правами ребенка и условиями, необходимыми для их защиты;

- обсудить тему насилия над детьми и определить способы его предотвращения;

обучение педагогов положительным стратегиям воспитания детей дошкольного возраста.

 

Материалы и оборудование: сундучок, цветные картинки, 2 листочка бумаги и 2 шариковые ручки, магнитная доска, мишень «Обратная связь», маркер, 7 карточек на которых написано: «РЕБЁНОК», «СЕМЬЯ», «ДОМ», «ПРАВА», «ОБРАЗОВАНИЕ», «ЛЮБОВЬ», «НАДЕЖДА», 7 разноцветных толстых шерстяных нитей (1,5 м), ножницы.

  План проведения круглого стола:

1. Приветствие

2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы

3. Игра «Волшебный сундучок»

4. Упражнение: «Условия, необходимы для защиты прав ребенка»

5. Информационное сообщение «Виды насилия»

6. Упражнение: «Последствия насилия»

7. Упражнение: «Реши ситуацию»

8. Заключительное слово

9. Рефлексия

Ход мероприятия:

   1. Приветствие

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас за нашим круглым столом тема которого: «Защита прав ребенка-дошкольника и предупреждение насилия над детьми»

2. Ознакомление педагогов с темой и актуальностью проблемы.

Психолог: А начать мне хочется вот с таких слов…

«…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». 

 Я зачитала вам выдержку из Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1959 года). И именно в этот день 20 ноября во многих станах отмечается праздник День ребенка. И в преддверии этого праздника мы собрались сегодня за круглым столом чтобы обсудить тему насилия над детьми и защиты прав ребенка-дошкольника.

Тема выбрана мной не случайно и ее актуальность не вызывает сомнений. Первоочередными проблемами, с которыми приходится сталкиваться современному обществу: это пренебрежение правами ребенка и жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия.

Уважаемые коллеги, давайте сегодня за круглым столом мы вспомним какие права имеют дети, поговорим о насилии над детьми со стороны взрослых, обсудим последствия таких насилий и решим, как мы можем защитить наших детей.

3. Игра «Волшебный сундучок»

Психолог: Чтобы вспомнить, какие права имеют дети, предлагаю поиграть в игру.

Правила: из ящика поочередно достаются картинки, с нарисованными на них предметами, символизирующими знакомые всем права ребенка. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

1. имена девочек и мальчиков (каждый ребенок имеет право на имя и гражданство)

2. сердечко (право на заботу и любовь)

3. домик (право на имущество)

4. конверт (защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения)

5. игрушки, ранец (право на обучение, образование)

6. семья любых животных (пример: заяц, зайчиха, зайчонок)  (право ребенка иметь семью, быть вместе с мамой и папой. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах.)

7. чаша со змеей (каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания)

8. дети разных национальностей (ребенок имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию)

 9. глаз (взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам)

10. рот (свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок)

11. компьютер, книги, журналы (каждый ребёнок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку)

12. ремень, кулак (ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых)

 

4. Упражнение «Условия, необходимы для защиты прав ребенка?»

Цель: способствовать изменению фокуса точки зрения участников на проблему нарушения прав ребенка; наглядно продемонстрировать социальные и эмоциональные связи, обеспечивающие необходимые условия для выживания и развития ребенка.

Оборудование: семь карточек, которые крепятся булавками для шитья, на каждой из которых крупными буквами написано одно из таких слов: «РЕБЁНОК», «СЕМЬЯ», «ДОМ», «ОБРАЗОВАНИЕ», «ЛЮБОВЬ», «ПРАВА», «НАДЕЖДА»; 7 разноцветных толстых шерстяных нитей (1,5 м), ножницы.

Психолог: Сейчас я расскажу вам историю, составленную на основании фактов, имевших место быть.

Итак, жила-была девочка. Она росла очень счастливым ребенком. У нее были мама и папа, бабушка и дедушка и даже старший брат. У девочки была СЕМЬЯ.

(Психолог соединяет нитью участника с карточкой «РЕБЕНОК» с участником «СЕМЬЯ».)

Все члены семьи девочку очень любили и заботились о ней, она узнала тогда, что такое настоящая ЛЮБОВЬ.

(Выводится участник с картой «ЛЮБОВЬ», протягивается вторая ниточка.).

Семья девочки была достаточно обеспеченной и жила в большом и светлом доме (выходит участник с картой «ДОМ», протягивается ниточка).

Девочка училась в школе-гимназии, одной из лучших в их городе, она получала ОБРАЗОВАНИЕ.

(выход следующего участника с карточкой «ОБРАЗОВАНИЕ», протягивается ниточка)

Таким образом, соблюдаются ПРАВА маленького человека

(выход участника с карточкой «ПРАВА», протягивается ниточка).

Девочка с надеждой смотрела в будущее

(выход участника с карточкой «НАДЕЖДА», протягивается ниточка).

Но так уж случилось, что почти в один год отец и старший брат девочки погибли в автокатастрофе. Мама, не справившись с таким горем, начала сильно пить, а бабушка и дедушка, не перенеся бедствия, умерли один за другим. Так у девочки ни стало СЕМЬИ.

(Психолог входит в круг и перерезает ножницами ниточку «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»).

А вместе с родными ушла и ЛЮБОВЬ.

(Психолог разрезает нить «РЕБЕНОК» - «ЛЮБОВЬ»). 

У девочки не стало ДОМА, потому что мама продала его за долги. Девочка вместе с мамой оказалась на улице.

(Психолог режет нить «РЕБЕНОК» - «ДОМ» 

Она перестала ходить в школу.

(Психолог обрывает нить «РЕБЕНОК» - «ОБРАЗОВАНИЕ») 

Права девочки не соблюдались, потому что с ней рядом не было взрослых,

которые бы о ней позаботились.

(Психолог разрезает нить «РЕБЕНОК» - «ПРАВА») 

Только светлый лучик НАДЕЖДЫ едва теплился в ее душе

(Единственная нить, остается неразрезанной).

Время шло, и однажды девочку неравнодушные люди привели в семейный детский дом. Теперь она считает, что ей очень повезло. С ней рядом появился мужчина и женщина, которых она уже называет мамой и отцом, у нее есть братья и сестры. Девочка чувствует, что ее любят.

психолог связывает нить «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»).

У нее снова появился ДОМ, где она чувствует себя уютно и комфортно

(психолог связывает нить «РЕБЕНОК» - «ДОМ»).

Девочка снова начала УЧИТЬСЯ

(психолог связывает нить «РЕБЕНОК - «ОБРАЗОВАНИЕ»). 

Девочка снова могла сказать: «Я - человек, пусть пока маленький, но я имею ПРАВА (психолог связывает нить «РЕБЕНОК» - «ПРАВА»). 

Психолог: Как хорошо, что есть хорошие люди, и как важно не расставаться с надеждой. Спасибо всем участникам действия, присаживайтесь пожалуйста на свои места.

Это очень печальная история одной девочки. Но она наверняка помогла каждому найти ответ на вопрос: какие же условия необходимы каждому ребенку для полноценной жизни и развития.

5. Информационное сообщение «Виды насилия»

Психолог: Давайте разберем с вами что подразумевается под словом «насилие»? (ответы педагогов). Совершенно верно. Насилие – это преднамеренное применение физической силы, результатами которой являются телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии.

В данном случае мы будем рассматривать детское насилие. Существует несколько форм детского насилия:

- физическое – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку (шлепки, нанесения ссадин, укусов, сотрясений, царапин, ударов, ожогов, удушья, грубых хватаний, отбрасывания в сторону или на пол, бросание предметов в жертву, вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ);

- психологическое – длительное или постоянное психологическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие его личности (брань, крики, унижения, оскорбления, ущемляющие достоинство и самооценку ребенка, ограничение свободы действий и передвижения; недостаточное обеспечение ребенка необходимым вниманием и поддержкой);

- сексуальное – вовлечение ребенка в сексуальные действия со взрослым;

- пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и жизнью (недостаточное удовлетворение потребностей в пище, образовании, медицинской помощи, не предоставление ребёнку нормальных условий для проживания; не осуществление должного контроля за ребенком, ребёнку не прививаются элементарные правила нормального поведения).

6. Упражнение «Последствия насилия» 

Педагоги объединяются в 2 группы. Задача первой группы - написать причины проявлений насилия в семье, задание для 2 группы - написать последствия насилия над ребенком (время 5 мин). По окончании педагогами зачитываются причины и последствия насилия взрослых над детьми.  

Психолог: Прошу первую группу участников зачитать причины появления насилия (выступление участников 1 гр.)

Почему родители совершают насилие?

Можно выделить пять основных причин, по которым наиболее часто в семье возникает насилие над детьми.

Причина 1

У родителей за плечами имеется собственный печальный детский опыт

В большинстве случаев взрослые, которые применяют насилие в отношении ребёнка, в детстве также подвергались подобным методам воспитания. 

Бывают ситуации, когда агрессия родителя к детям избирательна: например, агрессивному поведению со стороны отца подвергаются только девочки. Подобная ситуация может быть следствием психологической травмы, который получил мужчина в детстве от деспотичной матери. Такие мужчины во взрослой жизни начинают ненавидеть и избегать всех женщин вокруг. Им тяжело создать семью, а если это и удаётся, то жёнам и дочерям приходится несладко.

Причина 2

Низкая самооценка родителей

Взрослые с низкой самооценкой чувствуют себя неудачниками, что способствует накоплению в душе злобы, обиды и других негативных эмоций. Очень часто такие люди для собственного самоутверждения находят более слабое звено, но котором можно отыграться.

Дети физически и психологически гораздо слабее взрослых и не могут дать сдачи. В большинстве случаев любые родители для ребёнка — непререкаемый авторитет. Именно поэтому дети — удобная мишень для выплеска родительской злости, ярости и агрессии.

Причина 3

Неблагоприятная социально-экономическая обстановка в семье

Косвенными причинами агрессивного поведения родителей по отношению к детям могут стать такие факторы:

- сложное экономическое положение, которое может быть вызвано тем, что родители не работают или имеют очень маленькую зарплату;

- отсутствие постоянного жилья;

- неполный состав семьи.

Любой из этих факторов может привести к формированию у взрослых сильных отрицательных эмоций и стать причиной агрессивного отношения к детям.

Причина 4

Алкогольная или наркотическая зависимость родителей

Насилие в семьях, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков — очень распространённое явление. Регулярное употребление алкоголя и наркотических средств вызывает нарушение работы центров головного мозга, которые отвечают за формирование у человека позитивных эмоций. Поэтому наркозависимые люди агрессивны по отношению к детям и другим окружающим.

 

 

 

 

Причина 5

Психические расстройства

Причиной агрессивного поведения родителей по отношению к ребёнку могут быть различный психические расстройства. Например, импульсивное расстройство личности — патологическое состояние, которое характеризуется склонностью человека к конфликтам, вспышкам гнева, агрессивному поведению. 

Психолог: А теперь хотелось бы выслушать 2 группу о последствиях жестокого обращения родителей с детьми (ответы педагогов)

Возможные последствия насилия над детьми

- беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита;

- длительное подавленное состояние;

- агрессивность;

- низкая самооценка;

- конфликтность и недостаток навыков самоконтроля;

- использование насилия как способа решения конфликтов в игре с друзьями, в семье;

- слабое развитие социальных навыков;

- психосоматические жалобы (нарушение работы сердца, пищеварения, снижение иммунитета и, как следствие, склонность к различным заболеваниям);

- бунтарство, ложь.

 

Что делать и куда обращаться за помощью

К насилию над ребёнком нельзя оставаться равнодушным. Это касается не только членов семьи, но и окружающих людей, которые замечают, что с ребёнком творится что-то неладное.

 

Если у воспитанников вы заметили присутствие поведения и наличие фактов, которые были озвучены выше, а также заметили такие признаки как:

- раны и синяки, которые имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута); 

- ожоги, расположенные на стопах, кистях, груди, голове;

- следы от человеческого укуса, которые характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;

 - «синдром тряски», который возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.); или вам стало известно об систематическом пьянстве родителей и отсутствии нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствии пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними-  следует обращаться за помощью в следующие органы:

- местные органы опеки и попечительства, в обязанность которых входит контролировать условия проживания, обучения и воспитания детей, а также представлять интересы несовершеннолетних в суде;

 

- прокуратура — государственный орган, который защищает права несовершеннолетних в суде, а также может подавать иски в суд о лишении родительских прав;

 

- местный отдел полиции.

7. Упражнение: «Реши ситуацию»

Педагогам предлагается обсудить и решить предложенные педагогические ситуации.

Ситуация № 1

Ира играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иру окликнули подруги, она подняла руку, чтобы помахать им, и ... горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку ремнем.

Какие права ребенка были нарушены?

Ответ: ребенок не может подвергаться физическому насилию, оскорблению и грубому обращению со стороны взрослых.

 

 

 

Ситуация № 2

Мама с ребёнком ОВЗ пришли в развлекательный детский центр. Администрация центра категорически отказали в развлечении малыша на данной территории, мотивируя это тем, что он будет причинять неудобство здоровым детям.

Были ли нарушены права ребенка в данном случае? Если «да», то какие?

Ответ: нарушены права ребенка согласно Конвенции о правах ребенка, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Дети – неполноценные в умственном или физическом отношении имеет право на полноценную и достойную жизнь.

Ситуация № 3 

Марина завела блокнотик, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Какое право было нарушено мальчиками?

Ответ: они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну и тайну корреспонденции.

 

Ситуация № 4

Ольга – мать 4-х детей. Детей она воспитывает одна. Старшего сына Данилу она часто не пускает в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. А младших детей она не водит в детский сад по причине того, что он находится далеко от места их проживания.

Какое право было нарушено Ольгой по отношению к ее 4-м детям?

Ответ: право на образование.

 

Ситуация № 5

Старшую группу детского сада посещает мальчик по национальности «армянин». В очередной раз, когда мальчик не слушался, воспитатель при всей группе сказала: «Армен, за твой громогласный тон отправлю тебя торговать арбузами на рынок».

Права ли воспитатель? Если «нет», то почему?

Ответ: дискриминация ребенка по национальному признаку. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.

8. Заключительное слово

Психолог: Человека, который в детстве подвергался насилию со стороны взрослых, могут ожидать такие последствия как:

- острые и хронические заболевания внутренних органов, если ребёнок неполноценно питался или не получал необходимой медицинской помощи;

- бессонница и ночные кошмары;

- психические расстройства;

- депрессии, при которой человек утрачивает способность радоваться и испытывать другие положительные эмоции;

- сексуальные расстройства. У детей, подвергшихся сексуальному насилию, может возникнуть пожизненный страх интимной близости, что, несомненно. скажется на дальнейшем создании семьи;

- суицидальные мысли и суициды;

- серьёзные физические травмы;

- пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Чтобы защитить ребенка от жестокого обращения, от его последствий, обеспечить ему счастливое детство и право на жизненное пространство, которое формирует в нем физическое здоровье, обеспечивает уровень образования, воспитывает моральные качества и нравственные принципы, т. е готовит его к созданию семьи и воспитанию собственных детей, необходимо оградить его от возможного или вероятного негативного воздействия и, если возникнет такая необходимость, защитить его. Наш долг понимать ответственность за наших детей, проявить свою активную гражданскую позицию и не остаться равнодушным к детям, подвергающимся жестокому обращению.

9. Рефлексия

Педагог-психолог просит участников круглого стола подойти к магнитной доске, на которой располагается мишень «Обратная связь» и оценить свою работу и работу психолога в данном мероприятии по 5-бальной шкале.

 

свернуть

Видеоролик "Родители! Берегите детей от опасных связей, не позволяйте запятнать их жизнь!

07.07.2023

Памятка "Как уберечь ребенка от сексуального насилия"

Как уберечь ребенка от сексуального насилия

(памятка родителям)

Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.

ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим.

Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 22.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Что делать, если страшное уже произошло?

Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.

Зачастую малыш не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.

Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.

В сложившейся ситуации важно вывести малыша на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».

Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.

Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.

Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.

Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.

Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.

 

свернуть

Памятка "Сохранение половой неприкосновенности"

Памятка для родителей

«Сохранение половой неприкосновенности»

  1. Не оставляйте детей без присмотра, контролируйте их прогулки, запретите гулять далеко от дома и в сомнительных местах вроде парков, строек, гаражей. Не отпускайте играть одного (или даже в компании сверстников) во двор без присутствия взрослых. Можно договориться с кем-нибудь из соседей наблюдать за детьми по очереди.
  2. Даже если у вас послушный ребенок, строго запретите ему вступать в контакт с незнакомым человеком, особенно с мужчиной. Слушаться он должен только родителей. Ребенок должен знать, что ни под каким предлогом нельзя «идти помочь завести машину», «открыть захлопнувшуюся дверь», «поискать собачку в соседнем парке».
  3. Объясните ребенку, что ни под каким предлогом нельзя брать подарки или деньги от незнакомого человека, принимать приглашение пойти к нему домой, в кино, в кафе – как бы соблазнительно или интересно эти предложения ни звучали. Говорить об этом нужно тактично, не запугивая ребенка и не пробуждая в нем болезненной подозрительности к окружающим людям и собственной сексуальности.
  4. Ребенок должен доверять только родителям. Педофил может представиться тренером, кинорежиссером, работником ЖКХ, налоговым инспектором, журналистом, даже родственником мамы или папы, их сослуживцем. Хорошо воспитанный ребенок доверчив, он может стать жертвой собственного воспитания. Преступник часто знает имя ребенка, к которому обращается с просьбой, – это совсем нетрудно, стоит только немного покрутиться возле места, где играют дети. Они громко обращаются друг к другу по имени. Научите ребенка говорить таким взрослым, что он, прежде всего, должен спросить разрешение пойти куда-то у мамы или папы.
  5. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок избегал контактов с людьми из «группы риска»: пьяницами, алкоголиками, наркоманами, ранее судимыми лицами. Даже если это соседи по квартире (в одном подъезде, одном доме, на одной улице). Примерно треть убийц-насильников ранее судимы или состояли «на заметке» у участкового инспектора.
  6. Беседуйте вечерами с ребенком, старясь узнать, как прошел его день. Интересуйтесь, не ходил ли какой-нибудь странный человек около детского сада или школы. Часто маньяки делают круги вокруг мест скопления детей. Объясните ребенку, что даже в общественных местах он должен быть осторожен.
  7. Чаще интересуйтесь друзьями и знакомыми ребенка, родителями его друзей, учителями, преподавателями. При первом подозрении о нестандартном поведении последних – обращайтесь в милицию.
  8. Объясните ребенку, что, если в лифт с ним все же кто-то зашел, лучше выйти (например, сославшись, что ребенок что-то забыл дома или на улице). Такую ситуацию можно отрепетировать с ребенком заранее. Если ребенок уже едет в лифте, а подозрительный человек все-таки вошел, ребенку лучше спокойно выйти на следующем этаже. Научите его пользоваться вызовом диспетчера и расскажите, как вести себя в случае остановки лифта или в других непредвиденных ситуациях. Не забудьте предупредить и о том, что не стоит баловаться кнопкой вызова – это хулиганство, и диспетчер может отключить лифт.
  9. Договоритесь со своим ребенком, что он никогда не должен рассказывать знакомым или незнакомым людям, когда мама и папа приходят с работы или уходят куда-то и в какое время он бывает дома один. Если приходится вечером одной (одному) идти по улице, то шагать надо быстро и уверенно. Можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и последовать за ними рядом.
  10. Подходя к двери квартиры, ребенок должен удостовериться, что рядом никого нет, и держать ключ всегда заранее наготове. Запретите ребенку открывать дверь в ваше отсутствие кому бы то ни было. Если его кто-то настойчиво уговаривает отпереть дверь, дайте ребенку телефон надежной соседки, – человека, который живет поблизости и которому ребенок может позвонить и попросить подойти на лестничную площадку, если вдруг ему станет страшно.
  11. Ребенку нужно, не драматизируя, с самого раннего возраста говорить о том, что среди людей бывают «нехорошие». Необходимо рассказать, что сексуальные отношения между взрослыми и несовершеннолетними запрещены законом. Не нужно запугивать ребенка, напротив, его следует уберечь от ситуации, когда страх парализует детское со знание.

Что должен знать и уметь ребенок:

уметь не только отказывать незнакомому взрослому, если тот предлагает куда-то с ним пойти, но и привлекать внимание прохожих, если такая ситуация возникает;

 

ребенок должен понимать, что его тело принадлежит только ему, и он имеет полное право сказать «нет» любому взрослому, отказать в прикосновении кому бы то ни было – другу, учителю, дяде, отчиму;

ребенок должен быть уверен, что ему не угрожает наказание, осмеяние, что вы не будете его ругать, если он пожалуется на слишком навязчивое внимание друга семьи или нападение на улице по дороге из школы;

внушите своему отпрыску, что он не виноват в том, что вызывает нездоровый интерес какого-то взрослого, что существуют способы избавиться от такого интереса (часто педофилы запугивают маленькую жертву или стыдят ее, но могут отступить, если встречают открытое сопротивление ребенка.

свернуть

Если Вы в трудной жизненной ситуации

Объявление!!!

Уважаемые родители!

 

Что в случае сложной жизненной ситуации (занятости родителей) вы можете:

        обратиться в  государственное учреждение образования ”Социально-педагогический центр“, который находится по адресу:

г. Орша, ул. Александра Ошуйко, д. 20,

контактные телефоны: 8(0216) 50 67 43, 8(0216) 50 67 42;

 

оставить своего ребенка в группах с круглосуточным пребыванием детей, которые функционируют на базе государственного учреждения образования

 Ясли-сад № 23 г. Орши“, который находится по адресу: г. Орша, проспект Текстильщиков, д.18,

контактный телефон: +375216548985.

 

Для этого Вам необходимо обратиться к заведующему данного учреждения.

свернуть

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Оршанского района» для категорированных граждан Оршанского района

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Оршанского района» для категорированных граждан

Оршанского района предлагает

  • работу «Горячей линии» психологической помощи «Понять и помочь» пот. 54-03-48
  •  работу телефона «Доверия»  по т. 51-22-63;
  •  иностранную безвозмездную помощь для малообеспеченных и социально незащищенных граждан (справки по т. 44-22-92);
  •  услугу бесплатной стрижки в рамках проекта «Социальная парикмахерская» (т. 21-03-91);
  •  услугу проката игрушек и развивающих игр в рамках проекта «Лекотека» (т. 21-03-91);
  •  оформление пожилых граждан и инвалидов на надомное обслуживание и в дома-интернаты   (т. 21-04-99);
  •  прокат технических средств социальной реабилитации, разовые услуги (т. 44-22-92);
  •  обучение компьютерной грамотности и организация досуга для пожилых граждан и инвалидов (т. 21-03-91).

Наш адрес:

211391, г. Орша, ул. Мира, 7 (вход со двора, II этаж)

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Оршанского района» ждет Ваших обращений!

     Если Вы оказались жертвой торговли людьми, лицом, пострадавшим от насилия в семье, террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, свою помощь предлагает ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Оршанского района».

Вы можете обратиться в отделение социальной адаптации и реабилитации по адресу:

г. Орша, ул. Мира, 7, (вход со двора), кабинеты № 6,9.

Для Вас работает «Горячая линия»

 психологической помощи «Понять и помочь»:

тел. 54-03-48

В ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Оршанского района» предоставляется услуга временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье.

Справки Вы можете получить

по тел. 28-79-48,  21-03-91

Существует услуга временного пребывания граждан в отношении которых вынесено защитное предписание, устанавливающее обязанность гражданина, совершившего насилие в семье, покинуть общее с пострадавшим от насилия помещение на срок, указанный в защитном предписании.

Берегите Ваших близких!

 

свернуть
Меню раздела