Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном учреждении
Мероприятия ко Дню Независимости Республики Беларусь
01.07.2022День Независимости Республики Беларусь
День Независимости Республики Беларусь – главный праздник белорусской государственности, отмечается ежегодно 3 июля.
Решение о праздновании Дня независимости 3 июля, в день освобождения столицы Белоруссии от немецкой оккупации, было принято в ходе республиканского референдума в 1996 году. Он объявлен в 1996 году Декретом Президента Республики Беларусь от 11 декабря 1996 г. № 1 «Об установлении государственного праздника – Дня Независимости Республики Беларусь».
3 июля – исторически значимая дата в судьбе страны, ставшая для ее граждан символом свободы и мира. В этот день столица государства (Минск) была освобождена от фашистских захватчиков. На референдуме 1996 года 3 июля и было выбрано в качестве официальной даты праздника.
В преддверии праздника в детском саду прошли мероприятия:
тематически беседы на тему «Беларусь – наша Радзiма, герб i сцяг Рэспублiкi Беларусь, город герой Минск – сталiца Беларусi и др;
развлечение «Пусть солнце ярко светит над нашей Беларусью»,
выставка рисунков «Квiтней мая Радзiма»
История г. Барани Витебской области
Город Барань
Барань – маленький город в Витебской области, который находится всего в восьми километрах от райцентра Орша. Город расположился на реке Адров, на правом притоке Днепра. Сегодня здесь живет немногим более 11 тысяч человек.
В начале XVI века Барань уже было известно как село. В 1518-м году им управлял военный и государственный деятель Великого Княжества Литовского Константин Острожский. После него, в 40-х годах XVI века, владельцем стал его сын. К концу столетия фольварк Барань известен как часть имения в Копыси. В 1598-м владельцем этого имения, гетманом ВКЛ князем Крыштофом Радзивиллом, было основано местечко Барань.
У происхождения названия города несколько вариантов.
Предполагается, что «имя» города возникло еще в те далекие времена, когда на территории Беларуси бытовало язычество. Считается, что на этом месте язычники проводили жертвоприношения. Люди приносили в жертву баранов, прося при этом у богов оберега для них самих и их домов и селений.
Вторая версия тоже связана с этими домашними животными. Существует легенда, что князь Радзивилл, заложивший, согласно хроникам, город, объезжал свои владения и встретил здесь пастуха с большой отарой овец.
Есть и другие версии. Одна из них говорит о том, что название появилось от белорусского слова «бараніць», что в переводе на русский значит охранять. Согласно этой версии, жители этой местности были сильны духом и очень дорожили своей родиной. Но «бараніць» также переводится, как пахать, то есть жители деревни – пахари плодородных земель. Были и предположения, что основа названия города, слово “бор”, означает густой лес.
Барань во время Великой Отечественной войны
Вражеские войска заняли город в июле 1941-го года. На этот момент в Барани было более 50 жителей еврейского происхождения. В сентябре этого же года оккупанты организовали гетто в 2 двухэтажных домах на Ялтинской улице (сейчас Заречная), куда согнали порядка 45 евреев. Условия содержания были жесткими: узники не имели права покидать границы города. Чтобы не умереть от голода, им приходилось менять одежду на еду. Спать большинству приходилось на полу. При этом работа, которую выполняли евреи в гетто, была очень тяжелой. В 1942-м году для этих людей была приготовлена яма. Евреев Барани провели конвоем из гетто на место их смерти, всех расстреляли.
Город был освобожден советской армией в конце июня 1944-го.
Символика современной Барани
Герб этого небольшого городка Оршанского района представляет собой испанский щит голубого и желтого цветов, в центре которого находится охотничий рожок, а вверху – кавалерийский крест из серебра.
Флаг двухполосный, заключающий в себе 2 цвета: желтый и голубой. По центру вверху находится герб города.
Достопримечательности Барани
В Барани можно посмотреть здание богадельни, построенное в 1905 году, здание механического завода конца XIX – начала XX столетий. Когда-то на территории города располагалась церковь Преображения Господня с пределом Покрова Пресвятой Богородицы. Она относится к самому началу XVIII столетия. Но в 1989 году церковь перевезли в Белорусский музей народной архитектуры и быта.
Нравственно-патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования. Поэтому патриотическое воспитание не просто реализуется традиционными методами образования, а черпает источники из педагогических идей белорусского народа, в основе которых культ человека, культ высокой морали и красоты, культ доброты. Тогда эмоционально-познавательные впечатления ребенка мотивируют к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, стремление приобщаться к белорусской культуре. Таким образом, патриотическое воспитание реализует потребность в качествах, генетически присущих ребенку. Патриотические качества характерны только человеку, и чем выше уровень овладения ими, тем выше уровень познавательной организации, тем выше эта генетически предопределенная тяга к познанию социума, потребность его обогащать результатами своих знаний и своего труда.
Цель патриотического воспитания детей направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия, приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.
Реализация содержания патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.
Задачи патриотического воспитания дошкольников определены в Учебной программе дошкольного образования:
развивать:
- осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;
- интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;
- чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;
- умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);
- интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;
- гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;
- любознательность к понятию "Родина" (местом, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, поселка, государства;
- активное участие во всех видах детской деятельности;
формировать:
- адекватные представления о себе, о других;
-осознание себя как члена детского общества;
- интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;
- сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;
- национальное самосознание;
- знания о государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);
- чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;
- самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;
воспитывать:
- интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;
- гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;
- интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;
- патриотические чувства, гражданственность;
- чувства любви к родному краю и гордость за него;
- лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;
- уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.
Процесс патриотического воспитания в учреждениях дошкольного образования организуется с учетом принципов:
- гуманизации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, предусматривающий равноправие и взаимоуважение участников образовательного процесса;
- культурной традиционности, предполагающий патриотическое воспитание в духе исторических, культурных традиций народа, его языка и обычаев;
- постепенности и непрерывности, который предполагает, что патриотическое воспитание проходит ряд этапов, постепенно усложняется его содержание, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;
- комплексности и интеграции, согласно которому образовательный процесс рассматривается как единая целостная система, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования, семьи, работников музеев, библиотек и др. Интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к планированию.